18.03.2020

А может ФАС переборщил с контролем?

А может ФАС переборщил с контролем?


«Началом гордыни бывает обычно презрение.

Тот, кто презирает и считает за ничто других-одних считает бедными,

других людьми низкого происхождения, третьих невеждами,

вследствие такого презрения доходит до того,

что почитает себя одного мудрым,

благоразумным, богатым, благородным и сильным»

Святитель Василий Великий

 

Непредвзятость, беспристрастность, непредубеждённость, справедливость, открытость, объективность – вот набор слов, который  должен охарактеризовать контрольный орган, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Я про ФАС, про Федеральную антимонопольную службу, задачей которых, как указано на их официальном сайте, является, помимо прочего, осуществлять контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Контроль за соблюдением законодательства в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных услуг. Я специально сократил последнюю формулировку, чтобы не оставалось вопросов о том, зачем производится контроль, можно еще чуть-чуть сократить, для ясности и получим:

«Контроль за соблюдением законодательства в сфере закупок».

И главное здесь, что ФАС должен быть как Швейцария, но без амбиций. Когда я говорю ФАС, я имею в виду каждого сотрудника, каждого Специалиста, как вы уже заметили специалисты они с большой буквы, и это так, но вот в этот самый момент дорогой читатель, я прошу перечитать преамбулу. Слова эти Святителя Василия Великого о гордыне возродили в голове моей образ одной председательствующей комиссии в УФАС Москвы, перед которой и я и ответчик будто первоклашки, вытянувшись по струнке отвечали на вопросы, ответы на которые ей, видимо, известны и наши высказывания лишь вызывали у комиссии головную боль под стать той, что чувствовал прокуратор во второй главе Булгаковского романа.

 

 

«Аукционной комиссии в срок, установленный в соответствии с пунктом 1 настоящего предписания, рассмотреть первые части заявок, поданные участниками закупки до окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе и в отношении которых участниками закупки внесено обеспечение и допустить заявку Заявителя к участию в Аукционе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 14.10.2019 по делу № 19/44/105/2659».»

 

И вот дилемма, зачем рассматривать, если должны допустить? Или рассматривать всех, кроме того, кого ФАС уже допустил?

 - Ох, без меня, меня женили! – И слезы окропили титульный лист документации о закупке, сжимаемой худенькими руками Заказчика.

В общем заказчик на эти вопросы ответа самостоятельно не нашел и обратился в суд за помощью.

К слову суд встал на сторону заказчика и отменил решение ФАС, признав его неправомерным.

Такое случается часто, за прошлый год ФАС России выступал ответчиком в суде 728 раз. Не многим меньше УФАС Москвы 651 заседание, в регионах процент обжалования меньше, но там и жалоб в антимонопольный орган направляется в разы меньше и даже те 15% всех споров в суде, которые ФАС и его территориальные подразделения проигрывают, это колоссальный удар по системе закупок страны.

Печаль подумали видимо все, где это видано, где это слыхано, ФАС вроде решает, но суд их сдает!

И вот, 27-го декабря 2019 года, в момент всеобщей  легкой нервозности перед надвигающимся годом крысы, кто-то в магазине при покупке подарков, кто-то  уже на курорте в жаркой стране,  а кто и в иных менее респектабельных местах, были застигнуты новостью примерно следующего содержания:

«Исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти, не будет приостанавливаться при принятии к производству арбитражного суда заявления о его обжаловании»

Документ: Федеральный закон от 27.12.2019 N 509-ФЗ "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О защите конкуренции"»

 

Вот с таким объяснением:

Приостановление действия предписания создает предпосылки к невозможности оперативного устранения выявленных нарушений и, как следствие, созданию неблагоприятных конкурентных условий на соответствующем товарном рынке.

 

В момент прочтения этой новости я живо представил себе заплаканного мальчика с бородой из ваты бегущего по крыльцу белокаменного дома с криком: - Мама, они со мной в футбол играть не хотят, они говорят я не по правилам играю, они меня поправляют…

А мама ему в ответ, так по доброму, культурно: - Малыш, а ты в парадную выйди и прям от туда им крикни, что это твой мячик и играть им придется так, как моему мальчику хочется, ну все беги, не споткнись о поребрик…

 

И получается, что заказчик обязан исполнить предписание ФАС даже если он с ним не согласен, а какой тогда смысл его обжаловать?-спросите вы. Смысл  есть, т.к. в случае, если вы не исполните предписание и выиграете спор, административное наказание вам не страшно.

Однако странно еще и то, что решение арбитражного суда первой инстанции вступает в силу лишь через 30 дней, т.е. есть время на его обжалование, а вот предписания ФАС - это что-то похожее на корову, а мы с вами в данном случае представляемся жителями славного города Мумбаи, и должны чтить и почитать этот священный, неприкасаемый символ принципа бескорыстного жертвования, жертвования своим величием, временем и знаниями, видимо как-то так это себе представляют специалисты федеральной антимонопольной службы.

Справедливости ради следует отметить, что в настоящий момент жалобы в антимонопольную службу поступают в ритме хорошего Drum and Bass и рассмотрение их действительно отнимает много времени и сил, как моральных, так и физических, ведь часто заседания проводятся далеко за пределами рабочего времени, и связано это не всегда с огромным количеством нарушений законодательства о контрактной системе, а иногда и по нашей с вами безграмотности.