• Главная
  • Новости
  • Новые Правила определения штрафных санкций в сфере госзаказа в Москве
22.09.2017

Новые Правила определения штрафных санкций в сфере госзаказа

Пени за просрочку исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом начисляется за каждый день просрочки, в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (исполнителем, подрядчиком).

Напомним, что ранее аналогичный расчет уже использовался в госзаказе (до введения Постановлением Правительства РФ № 1063 формулы расчета штрафных санкций в виде пени).

Постановление Правительства РФ № 1042 предусматривает более дифференцированный размер штрафа в зависимости от цены контракта или цены этапа его исполнения. Ранее для всех контрактов с ценой свыше 100 млн. руб. предусматривались штрафы в размере 0,5% от цены контракта. Теперь, ставка 0,5% применяется к контрактам, цена которых составляет от 100 млн. руб. до 500 млн. руб. Для контрактов стоимостью до 1 млрд. руб. штраф установлен в размере  0,4%, а для контрактов до 2 млрд. руб.— 0,3% от цены контракта. По тем контрактам, цена которых в диапазоне от 2 млрд. руб. до 5 млрд. руб. предусмотрен штраф — 0,25%. Для контрактов, с ценой не дороже 10 млрд. руб. полагается штраф в размере 0,2% от его цены, а свыше этой суммы — 0,1%. При этом необходимо учесть, что если контракт содержит этапы исполнения, штраф исполнителю необходимо рассчитывать исходя из стоимости этапа, а не из цены всего контракта.

СМП и СОНКО сегодня платят штрафы в меньшем размере. Так штраф 2% будет касаться контрактов с ценой не превышающей 10 млн. руб., а 1% — до 20 млн. руб. включительно.

Т.е. максимально возможный штраф для субъекта СМП, СОНКО теперь не превысит 200 тыс. руб.

За неисполнение обязательства по привлечению к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО, установлен штраф в размере 5% от стоимости объема привлечения.

Постановление устанавливает и порядок начисления штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта. Примером расчета таких штрафов является контракт, заключенный по результатам аукциона на повышение цены. В этом случае размер штрафа необходимо рассчитывать исходя из начальной (максимальной) цены контракта, а не от цены контракта предложенной участником закупки.

Взамен штрафов, ранее рассчитываемых в виде процента от стоимости контракта, для заказчиков, теперь установлен фиксированный размер штрафов в случае неисполнения ими своих обязательств:

§  Минимальный: 1 тыс. руб. для контрактов, цена которых не превышает 3 млн. руб. (включительно),

§  Максимальный: 100 тыс. руб.— для контрактов стоимостью дороже 100 млн. руб.

Такой же порядок определения штрафов установлен и в отношении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в части неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, которые не имеют стоимостного выражения.

Однако при изучении нового Постановления у правоприменителей возникает неопределенность в отношении гарантийных обязательств поставщика (исполнителя, подрядчика), а именно имеют ли такие обязательства стоимостное выражение?

В Постановлении Правительства РФ № 1042 «гарантийное обязательство» используется  в той же формулировке, что и в ч. 8 ст. 34 Федерального закона от № 44-ФЗ: «за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства)». Из трактовки возможно понять, что она исключает просрочку исполнения обязательств, в том числе гарантийных. Но если воспользоваться нормами гражданского законодательства, при неисполнении гарантийного обязательства заказчик вправе:

- удерживать сумму ущерба путем снижения будущих платежей по контракту (в случае наступления гарантийного обязательства до окончания срока исполнения контракта);

- привлекать стороннюю организацию для устранения гарантийного случая и добиваться компенсации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) убытков, понесенных заказчиком.

Учитывая, возможность определения размера ущерба или возмещения, гарантийные обязательства не относятся к обязательствам, не имеющим стоимостного выражения. Следовательно штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение гарантийных обязательств необходимо рассчитывать в соответствии с порядком, который указан в одном из пунктов Правил определения штрафов и пеней, утв. Постановлением Правительства РФ (п. 3, 4 или 5, в зависимости от категории, к которой относится поставщик (подрядчик, исполнитель).