05.12.2018

Заседание Совета «Российский Союз строителей»

Заседание Совета «Российский Союз строителей»

04 декабря 2018 г. в зале Учёного Совета НИУ МГСУ по адресу: г. Москва, Ярославское шоссе д.26, состоялось заседание Совета «Российский Союз строителей».

В заседании приняли участие: Президент Российского Союза строителей –            В.А. Яковлев; депутат Государственной Думы РФ М.Ю. Авдеев, Заместитель руководителя Департамента Министерства промышленности и торговли РФ Р.Г. Куприн, Ректор НИУ МГСУ   А.А. Волков, Заместитель губернатора Нижегородской области С.Э. Морозов, Вице-президент РСС по работе в СЗФО - О.А. Бритов; Председатель Комитета РСС по ценообразованию и сметному нормированию – С.В. Головин; Председатель Комитета РСС по развитию конкуренции в строительной отрасли, Управляющий партнер ООО «Центр подрядных торгов в строительстве» и Fortis Group, к.э.н.  – Е.В. Лезина; Председатель Комитета РСС по профессиональному образованию – А.В. Гинзбург; Первый вице-президент РСС – В.А. Дедюхин, а также члены Совета РСС и иные приглашенные лица.

Заседание Совета «Российский союз строителей» открыл Президент Российского Союза строителей  - В.А. Яковлев с  докладом  «О взаимодействии Российского Союза строителей со строительным комплексом страны в 2018 году, задачах по выполнению «майского» указа Президента Российской Федерации № 214 от 07.05.2018 в 2019 и последующих годах». В.А. Яковлев отметил наметившуюся динамику роста показателей страны: рост ВВП и реальных доходов населения. Однако отметил, что объем вводимого жилья и потребления строительных материалов существенно сократился. Причем отметил такую тенденцию, что 50% вводимого жилья – это индивидуальное жилищное строительства.

С содокладами: «Об участии вице-президентов РСС в работе общественных советов при органах исполнительной власти» и «Итогах деятельности Союза строительных объединений и организаций в СЗФО в 2018 году, создании Комитета РСС по взаимодействию застройщиков с органами власти» выступил Вице-президент РСС по работе в СЗФО - О.А. Бритов.

Завершил первую часть заседания Президент Союза проектных организаций строительного комплекса России – В.А. Новоселов, выступив перед участниками заседания с докладом «О взаимодействии РСС с другими отраслевыми союзами».

Председатель Комитета РСС по ценообразованию и сметному нормированию – С.В Головин продолжил заседание Совета, обсудив с собравшимися  «Ход работы по совершенствованию системы ценообразования в строительстве. Участие РСС в защите интересов строителей». Все участники заседания отметили, что вопрос ценообразования является весьма болезненным для строительного сообщества. Работа по нему ведется уже много лет, но изменений в интересах строительного сообщества так и не происходит.   

 С докладом  «О деятельности Комитета РСС по развитию конкуренции в строительной отрасли»  выступила Председатель Комитета РСС по развитию конкуренции в строительной отрасли, Управляющий партнер ООО «Центр подрядных торгов в строительстве» и Fortis Group, к.э.н.  – Е.В. Лезина. На протяжении нескольких лет Комитет РСС по развитию конкуренции в строительной отрасли принимает активное  участие в конференциях, форумах и круглых столах, участвует в выездных сессиях и совещаниях, публичных обсуждениях законопроектов,  выступая  с  законодательными  инициативами, затрагивающими права и интересы профессионального сообщества, развитие конкуренции и антимонопольного регулирования, доводя позицию и мнение РСС до органов государственной власти. Екатерина Лезина рассказала об итогах деятельности Комитета за 2018 год и поделилась планами на 2019 год:

Федеральный закон о закупках (44-ФЗ) — один из самых динамично развивающихся законодательных актов. Сейчас участники контрактной системы (заказчики и поставщики) находятся в условиях переходного периода, который продлится до 2020 года (ст. 112 Закона № 44-ФЗ предусматривает переходные положения до октября 2019 года, которые могут неоднократно перенесены (вывод из практики).

 

Основными изменениями законодательства о закупках в 2018 году по праву считают переход на электронную форму закупок товаров, работ, услуг, который не может не радовать все сообщество, прямо относящееся к работе с контрактной системой закупок. На это есть ряд причин, таких как возможность участия в закупках других субъектов РФ без затрат на доставку документов для участия в закупке (при закупках, где заявка подавалась в бумажной форме, участникам необходимо либо направлять своего представителя в регион проведения закупки, либо пользоваться почтовыми отправлениями, что помимо затрат на логистику влекло еще и отрыв сотрудников от работы на время доставки документов).

Еще одной причиной для восторга законодателя является возможность заказчика проведения процедуры закупки с наибольшим количеством участников, опять же в связи с возможностью подавать заявки через сервисы электронных площадок. Не стоит забывать и о новых возможностях для участников закупки в случае проведения открытого конкурса в электронной форме, одна из которых выражается в изменении ценового предложения после подачи заявки. Этот механизм позволяет Заказчику рассчитывать на более весомое снижение НМЦК в сравнении с открытым конкурсом, проводимом в «бумажной» форме.

Но перевод закупок товаров, работ, услуг в электронную форму не вносит существенных изменений в закупки строительных работ, поскольку работы строительные входят в аукционный перечень, который утвержден распоряжением Правительства РФ от 21 марта 2016 г. № 471-р.

С 1 января 2019 года заказчики обязаны использовать только электронные закупки.

Преимущества:

ü  Увеличение количества поставщиков и рост конкуренции

ü  Экономия бюджетных средств

Для определения поставщика Заказчики смогут проводить закупки в электронной форме:

·        Открытый конкурс в электронной форме

·        Конкурс с ограниченным участием в электронной форме

·        Двухэтапный конкурс в электронной форме

·        Запрос предложений в электронной форме

·        Запрос котировок в электронной форме

Электронный аукцион не исключается.

По решению Правительства РФ закрытые процедуры также могут проводиться в электронной форме.

С 1 июля участники закупок должны вносить обеспечение заявки на специальные счета, открытые в банках.

Распоряжением Правительства от 13 июля 2018 года № 1451-р в перечень вошли 18 банков, на специальные счета которых вносятся предназначенные для обеспечения заявок денежные средства. Первая пятерка:

1. Публичное акционерное общество «Сбербанк России»

2. Банк ВТБ (публичное акционерное общество)

3. «Газпромбанк» (Акционерное общество)

4. Акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк»

5. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «АЛЬФА-БАНК».

Часть 26 статьи 44 Закона 44-ФЗ содержит значимое уточнение:

«денежные средства, которые находятся на специальном счете участника закупки, могут использоваться для целей обеспечения заявок только данного участника закупки».

Банки должны начислять проценты за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, в том числе в период их блокирования в целях обеспечения заявки. Размер таких процентов определяется договором специального банковского счета, который заключается с участником закупки (норма предусматривается Законом 44-ФЗ).

Согласно информации с официального сайта Сбербанка России:

«Открытие и ведение специального счёта осуществляется бесплатно, остальные операции — согласно стандартным тарифам банка.

На остатки по счёту банк начисляет 0,01% годовых, в том числе на сумму заблокированных денежных средств.

За обработку запросов на блокировку средств на счёте клиента для участия в закупке будет взиматься комиссия 50 рублей (исключение составляют бюджетные организации, для которых тариф будет 0 рублей) за каждый запрос площадки, остальные запросы площадок обрабатываются бесплатно»

В договорах на открытие специального счета в Банке ВТБ проценты за пользование денежными средствами начисляются и уплачиваются по ставке «до востребования», действующей в Банке на дату выплаты процентов.

Сейчас в Банке ВТБ ставка «до востребования» составляет 0,01 % годовых, как и в Сбербанке России.

Право операторов электронных площадок взимать плату с участника закупки, с которым заключается контракт.

С вступлением в силу изменений в Закон 44-ФЗ с 01.07.2018, Правительство РФ устанавливает право операторам электронных площадок взимать плату с участника, с которым заключается контракт.

Размер платы установлен 1% от начальной минимальной цены контракта (НМЦК), но не более 5 тыс. руб., без учета налога на добавленную стоимость. В случае заключения контракта по результатам осуществления закупки для СМП и СОНКО, размер такой платы не может составлять более одного процента начальной (максимальной) цены контракта и более чем 2 тыс. руб.

Большинство площадок уже установили плату за участие в электронных закупках.

Сбербанк-АСТ, Национальная электронная площадка, ТЭК-Торг, Агентство по государственному заказу Республики Татарстан, ЭТП ГПБ берут плату за участие в закупке, если извещение размещено начиная с 1 октября, РТС-тендер - со 2 октября, АСТ ГОЗ - с 4 октября, ЕЭТП - с 5 октября.

Все площадки установили плату в максимальном размере:

- 1% от НМЦК, но не более 2 тыс. руб. - для закупок, участниками которых являются только СМП и СОНКО. Нужно отметить, что плата, установленная Сбербанк-АСТ и ТЭК-Торг, не включает НДС;

- 1% от НМЦК, но не более 5 тыс. руб. - для остальных закупок.

ЭТП ГПБ не будет брать плату при закупках до 100 тыс. руб. с НДС.

При этом остается не ясным, идет ли речь об НМЦК или о цене контракта, и действует ли правило при сумме закупки равной 100 тыс. руб.

Национальная электронная площадка не будет брать плату, если она составит меньше 100 руб. без НДС.

Часть площадок также определили, сколько заплатит победитель за участие в закупках у СМСП по Закону № 223-ФЗ. Например, Сбербанк-АСТ будет взимать 1% от начальной цены договора, но не более 2 тыс. руб. (без НДС). Участие будет бесплатным, если НМЦД меньше 100 тыс. руб.

Учитывая то, что размер обеспечения заявок снижен в целях поддержки СМП и СОНО (следует из размеров НМЦК от 5 до 20 миллионов рублей), а за участие в закупках Операторы ЭТП установили плату в пределах указанных размеров, сложно предсказать «помогут» ли внесенные изменения участникам закупок из числа СМП и СОНО, ввиду того, что каждый случай взимания платы будет индивидуален.

Одно можно сказать с уверенностью – обеспечение заявки возвращается участнику закупки, в случае добросовестного участия, а плата взимаемая Операторами ЭТП – нет. Таким образом, установление платы с участников, с которыми заключается контракт, в целом возложат на участников закупок дополнительную финансовую нагрузку. При этом указанная нагрузка отразится сильнее на участниках из числа СМП и СОНО, чем на участниках крупных закупок.

Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 824-р реализован пилотный проект, предусматривающий создание единого агрегатора торговли (ЕАТ «Березка»), с использованием которого федеральные органы власти и их подведомственные учреждения обязаны проводить закупки малого объема (до 100 тыс. рублей или до 400 тыс. рублей).

Освобождены от этой обязанности органы, осуществляющие функции по выработке и реализации госполитики в области обороны, госуправления в области обеспечения безопасности РФ и их казенные учреждения.

Закупки, которые не подлежат размещению на ЕАТ «Березка»:

- сведения о закупке составляют гостайну;

- товара, работы или услуги нет в Классификаторе или в Каталоге предложений.

Первоначально сроком полноценного запуска ЕАТ было названо 1 ноября 2018 года.

Однако в октябре 2018 года в распоряжение Правительства РФ были внесены изменения, согласно которым запуск «Березки» с 1 ноября все же состоялся, но только в отношении закупок канцелярских товаров, а с 01 марта 2019 года будут размещаться все закупки малого объема.

 

Ещё одним существенным изменением стало изменение размера обеспечения заявок.

Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2018г. № 439 утверждено, что заказчик обязуется установить обеспечение заявки, если начальная максимальная цена контракта превышает 1 миллион рублей. Если эта сумма не превышена, то, по мнению Минфина России, такое требование устанавливается по усмотрению заказчика.

При НМЦК от 5 миллионов до 20 миллионов рублей обеспечение составляет от 0,5% до 1%.

При НМЦК более 20 миллионов рублей размер обеспечения определен в диапазоне от 0,5% до 5%.

Обеспечение заявки может предоставляться в виде денежных средств или банковской гарантии, по выбору участника закупки. Однако ч. 52 ст. 112 Закона 44-ФЗ устанавливает, что по 30 июня 2019 года включительно обеспечение заявок на участие в открытых электронных конкурсах и аукционах может предоставляться только путем внесения денежных средств.

При разработке и принятии Постановления Правительства РФ от 12 апреля 2018г. № 439 допущен серьезный пробел: не определен размер обеспечения заявки при НМЦК от 1 миллиона до 5 миллионов рублей, что вызвало соответствующие вопросы, как у заказчиков, так и у участников закупок.

Минфин России в своем Письме от 23 мая 2018 г. № 24-02-05/34911 указал следующее:

«…по мнению Департамента, представляется целесообразным с 01.07.2018 устанавливать размер обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах, начальная (максимальная) цена контракта в которых составляет от 1 млн. рублей до 5 млн. рублей, по аналогии права в пределах, установленных для контактов, размер начальной (максимальной) цены в которых составляет от 5 млн. рублей до 20 млн. рублей».

Этим же письмом правоприменители были проинформированы, что в настоящее время Минфином России рассматривается вопрос о внесении соответствующих изменений в порядок определения размера обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах.

Информационным письмом от 02 октября 2018 года № 24-06-08/70718 Минфин России подтвердил ранее уже высказанную позицию по установлению размера обеспечения заявки.

Но ждем обещанного устранения «пробела».

Итак, как мы видим, что за 2018 год было принято ряд существенных изменений закупочной системы РФ, направленных на существенное повышение конкуренции на торгах. Но в большей степени на повышение доступности госзаказа и увеличение числа участников. Однако, на наш взгляд, не было сделано НИЧЕГО для улучшения качества такой конкуренции. То есть и сегодня доступ к государственным и около государственным закупкам открыт для компаний, не способных надлежащим образом исполнять свои обязательства по контрактам.

При этом, Комитетом РСС неоднократно предлагалось бороться с причиной такой доступности. Например:

1. Закрепить персональную ответственность специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования  (главных инженеров проектов - ГИП, главных архитекторов проектов - ГАП) путем разработки и внедрения реестра недобросовестных специалистов.

2. В целях повышения качества проектирования в Российской Федерации, уровня квалификации и профессионализма специалистов, усовершенствовать градостроительное законодательство в части повышения персональной ответственности экспертов за качество выдаваемых заключений (решений) в отношении проектной документации).

3. Создать и ввести в эксплуатацию единый государственный реестр ранее выданных разрешительных документов (разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию).

4. Внести изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» и утверждение им Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, дополнив его состав разделом «материалы/товары и оборудование» с указанием диапазонных характеристик товара, при этом, предусмотрев возможность изменять требуемые характеристики только в части диапазона, установленного в соответствующем разделе проектной документации.

Перечисленные выше предложения неоднократно обсуждались Комитетом с привлечением представителей профессионального сообщества и на протяжении всего 2017 года направлялись в Минстрой России, однако, до настоящего момента так и не были учтены/рассмотрены.

 О «Взаимосвязи профессиональных и образовательных стандартов в строительной отрасли» рассказал Председатель Комитета РСС по профессиональному образованию – А.В. Гинзбург.

В ходе заседания участники обсудили организационные вопросы деятельности РСС, ознакомились с презентациями компаний выступающих, обсудили и приняли Постановление Совета «Российский Союз строителей».

Также состоялось вручение грамот и медалей членам РСС, а также подписание соглашения о стратегическом сотрудничестве между ОМОР РСС и АО «ВЭБ-Лизинг».